top of page

История псориаза

Псориаздревнее заболевание, шелушащиеся бляшки которого были, по всей видимости, описаны Гиппократом (460–377 гг. до н. э.) в собрании медицинских работ, известном как Corpus Hippocraticus.


Гиппократ классифицировал заболевания кожи по причинам происхождения, которые, по его мнению, заключались в нарушении соотношения телесных жидкостей (крови, слизи, желтой желчи и чёрной желчи) в организме.


Это, якобы, приводило к появлению на коже сухих шелушащихся участков, названных lopoi (от lepo — «шелушение») — например при псориазе, лишае и т. п. заболеваниях кожи. Гиппократ описал также кожную сыпь, возникающую вслед за заболеванием горла — возможно, это первое описание капельного псориаза.


Первые средства для лечения заболеваний кожи описаны в древнеегипетском папирусе Эберса, медицинском справочнике, составленном около 1500 года до н. э. В основном это сомнительного свойства неприглядные зелья. Среди них — собачий и кошачий помёт; смесь лука, морской соли и мочи; смесь свежевыжатого масла, гусиного жира и спермы; экскременты ос в соке платана. И, в дополнение, «экскременты смешанные со свежим молоком» рекомендовались как превосходное средство для нанесения на кожу после того, как сошли корки.


В начале I века псориаз описал римский схоласт Аурелий Цельс (25 год до н. э. – 45 год н. э.) в труде под названием De re medica, где он упоминает заболевание как impetigo (от impeto — «приступ, атака», современное нам «импетиго» — совсем другое состояние). Лечение, которое предлагается Цельсом — «красная селитра и сера».


Затем Гален (133–200 годы н. э.) впервые использовал термин «псориаз» (произведя его от корня psora — «зуд»). Ирония в том, что Гален назвал «псориазом» не псориаз, известный нам сегодня, а, судя по симптомам, себорейную экзему. Одним из средств, предлагаемых Галеном для лечения, была гадюка варёная в бульоне (удивительно, но этот препарат и в XVII веке рекомендовал Дэниэл Тёрнер).


Псориаз в Библии (и другие кожные заболевания) описывается и рассматривается как проказа. У сирийца Намаана, чья проказа («И вышел он от него белый от проказы, как снег»), согласно сказанному в Четвёртой Книге Царств, была излечена купанием в реке Иордан, по всей видимости, имел место именно псориаз. В Средние века смешение псориаза и проказы было повсеместным. Настоящую проказу известную грекам ещё во II столетии как «греческий элефантиаз» (elephantiasis graecorum) начали путать с «греческой лепрой» (lepra graecorum), то есть псориазом после того, как греческие античные тексты были переведены из арабских источников на латынь.


Слово «лепра» происходит от греческого lopos — «эпидермис» и lepo — «шелушение», объединяя все состояния, сопровождаемые высыханием кожи и шелушением, такие как псориаз, лишаи и ихтиоз. Из-за этого тысячи людей, на самом деле не больные проказой, были принуждены носить балахон прокаженного, а также колокольчик или колотушку (чтобы предупредить здоровых людей); им было запрещено прикасаться к людям, нельзя было громко разговаривать (только шёпотом) и есть за одним столом с кем-либо, кроме других прокажённых. В 1313 году Филипп Красивый приказал сжечь всех «прокажённых» на кострах.


В Византийский период изменение отношения к больным тяжёлыми заболеваниями, такими как лепра, позволило им проживать в монастырях. Некоторые свидетельства тому появились недавно в Иудейской пустыне — останки двух мужских скелетов, обнаруженных при раскопках монастыря носят явные характерные следы псориатического артрита. Описание «лепры», которая сопровождалась деформацией суставов рук и других, включая позвоночные, имеется в тексте XVII века, принадлежащего перу брата Фелипе Коломбо, описывающего жизнь перуанского монаха брата Педро де Уррака, который страдал от тяжёлой болезни в течение 29 лет.


Эта неспособность отличить псориаз от проказы сохранялась в течение пятисот лет. Например, многочисленные случаи «лепры», занесенные в книги Манчестерской лечебницы в середине XVIII века, являются псориазом.


Псориаз, как отдельное заболевание


Автором первой книги, описывающей заболевания кожи, является Джироламо Меркуриале — она написана на латыни и вышла в 1527 году.


В 1714 Дэниэл Тёрнер опубиковал первый учебник по дерматологии на английском языке (De Morbis Cutaneis: A Treatise of Diseases Incident to the Skin), который, как и книга Меркуриале, была компиляцией работ различных авторов. Этот труд, выдержавший несколько переизданий, переведенный на французский и немецкий языки, описывает все заболевания кожи известные в то время. Интересно, что Тёрнер поместил болезни, напоминающие проказу и псориаз в разные главы — это может быть признаком того, что он видел разницу между ними. Также Тёрнер был первым, кто начал использовать аммиачно-ртутную мазь для лечения псориаза — применение этого препарата продолжалось более 200 лет.


Более чем 60 лет спустя, в 1777 году, французский дерматолог Анне Шарль Лорри в составленном им большом латинском тексте дал первое описание кожи как живого органа. До него кожа считалась лишь простым покровом тела.


В 1776 году венский врач Риттер фон Пленк предпринял первую попытку классифицировать кожные заболевания по их клиническим проявлениям. В своей книге под заглавием Doctrina de Morbis Cutaneis («Учение о болезнях кожи») он упорядочил 115 известных болезней, разделив их на 14 классов, и потому Пленк считается основателем современной классификации заболеваний кожи.


До начала XIX века псориаз не считали отдельным заболеванием (нозологической единицей). Выделение псориаза как определённого заболевания принадлежит Роберту Виллану, родившемуся в квакерской семье в Седберге, Йоркшир, и в 1783 году получившему должность врача при амбулатории Кэри-стрит в Лондоне. В дополнение к лечению приходящих больных, Виллан посещал трущобы, где заболевания были частыми и тяжёлыми, а плохие условия жизни способствовали развитию болезней кожи. Изучению последних он посвятил свои усилия и, признавая ценность классификации Пленка, пересмотрел и усовершенствовал её. В результате появилась новая система классификации, основанная на заимствовованной у Линнея системе для животного и растительного царств.


Виллан детально определил 10 (позже 12) морфологических элементов, возникающих при заболеваниях кожи — например, папула, пустула, бляшка и т. п. Этими терминами дерматологи оперируют и поныне. Кроме определения внешних признаков, он разделил заболевания кожи на восемь Порядков, в соответствии с их клиническими проявлениями, которые описал очень точно и детально.


Первые четыре Порядка были приведены в опубликованной в 1808 году книге «О заболеваниях кожи» (On Cutaneous Diseases). Это был первый систематически иллюстрированный учебник дерматологии, содержащий вручную раскрашенные 34 гравюры на меди, демонстрирующие типичные морфологические проявления различных патологий кожи. Кроме выделения псориаза как отдельного заболевания, Виллан первым описал его различные клинические формы. Он оживил термин «псориаз» не использовавшийся со времён Галена, назвав серпигинозную (распространяющуюся) форму псориаза psoriasis gyrata. Тем не менее, полностью отделить псориаз от лепры Виллану не удалось, поскольку он продолжил ссылаться на самую распространённую форму — хронический бляшечный псориаз — как на lepra vulgaris.


Роберт Виллан заболел и умер на Мадейре в апреле 1812 года в возрасте 55 лет, не успев окончить написание второго тома, содержащего описание оставшихся четырёх Порядков. Его ученик и друг, Томас Бэйтман, вслед за ним в 1804 году ставший врачом амбулатории Кэри-стрит, взял на себя труд завершения классификации заболеваний кожи. Бэйтман купил права на работу Виллана и акварели к ней и на этой основе в 1813 году опубликовал свою книгу — A Practical Synopsis on Cutaneous Diseases, ставшую чрезвычайно успешной.

Виллан и Бэйтман использовали точно определённые термины для описания отдельных заболеваний, а также смогли избежать помещения различных стадий одного и того же заболевания в различные классы, что нередко случалось при предыдущих попытках классификации. Этот логичный подход к определению заболевания, основанный на строении и признаках отдельных типичных элементов, был лёгок для изучения и получил широкое распространение.


Во Франции дерматологи начали работать как отдельные специалисты в 1801 году — в парижском госпитале Сен-Луи, который был определён центром лечения заболеваний кожи. Руководителем был назначен Жан-Луи Алибер (1768–1837), основавший Французскую школу дерматологии. В 1806 году он опубликовал работу, описывающую различные заболевания кожи (Description des Maladies de la Peau) — весьма впечатляющую не только вручную раскрашенными гравюрами на меди, но и превосходным, по сравнению с книгами Виллана и Бэйтмана, качеством. Подход Алибера к классификации болезней кожи отличался от разработанного Вилланом и Бэйтманов — он очерчивал несколько критериев, таких как причина, течение, длительность, симптомы и ответ на лечение. Результатом стала несколько путанная система, представленная «деревом дерматозов», опубликованная в 1832 году.


Уже ученик Алибера, рождённый в Швейцарии Лоран-Теодор Биет, отверг эту классификацию после того, как ознакомился с методом клинической диагностики Виллана–Бэйтмана при посещении амбулатории Кэри-стрит. Когда в 1816 году эта концепция была представлена во Франции, большинство дерматологов с энтузиазмом приняли её.


Затем дерматология как отдельная специальность утвердилась и в США. Генри Даггетт Балкли, в 1831 году обучавшийся в Париже у Биета (и Казенава), в 1836 году открыл в Нью-Йорке клинику Брум-стрит, таким образом основав первое медицинское учреждение в Соединённых Штатах, специализирующееся на лечении заболеваний кожи.


В 1840 году наступила новая эра дерматологии, ознаменованная появлением работ Фердинанда фон Гебры, основавшего Немецкую школу дерматологии в Вене. Он опубликовал новую дерматологическую классификацию, основанную на патологической анатомии кожи. Новая система заменила все существовавшие до того методы классификации, дав основание новой науке.


Гебра считается основателем современной дерматологии, и в 1849 году стал первым врачом-дерматологом, получившим пост профессора кафедры кожных болезней. При Гебре Вена 1860-х годов стала международным центром обучения дерматологов и исследования заболеваний кожи. В дополнение, Гебра окончательно искоренил термин «лепра» из клинического описания псориаза, положив конец многовековой путанице.



bottom of page