top of page

Как диагностировали псориаз?


Хроники псориаза начинаются в глубокой древности — в те времена, когда псориаз, проказа и другие воспалительные заболевания кожи считались одним и тем же состоянием. Окончательно псориаз определили как отдельное заболевание только в XIX веке, когда клинические описания позволили чётко отделить это состояние от других кожных болезней. Гистопатологические описания псориаза в 1960-х и 1970-х годах пролили некоторый свет на патофизиологию псориаза, но многие аспекты этой болезни остаются неизвестными до наших дней. Как сказал Бехчет: «Псориаз — это антидот для эго дерматолога».


Из-за недостатка понимания причин и особенностей течения заболевания, первые способы лечения псориаза разрабатывались наугад, методом проб и ошибок. Чаще всего, врач назначал пациенту лекарство для лечения какого-либо другого состояния, а затем отмечал улучшение в течении псориаза — так постепенно и развивалась терапия. По мере того, как понимание процессов, протекающих в коже при псориазе, росло, этот метод проб и ошибок сместился на попытки воздействовать на определённые звенья иммунной системы. Новые, точно направленные методы лечения учитывают все особенности псориаза, как заболевания, обусловленного специфическими нарушениями иммунитета.


Древняя история: Лепра, псора, псориаз


Начало современной дерматологии, и диагностики псориаза в том числе, нужно искать в Древней Греции. Греки, ставшие первыми в этой области медицины, разделили кожные заболевания на три категории — psora, lepra и leichen. Psora подразумевала болезни, сопровождающиеся зудом, тогда как слово lepra произошло от греческого lopos (эпидермис) и lepo (шелушение). Гиппократ (460–377 до н. э.) был одним из первых авторов, кто дал описание болезней кожи. Он использовал термин lopoi для описания сухих, шелушащихся бляшек псориаза, симптомов проказы и некоторых других заболеваний.


Как и в работах Гиппократа, в Ветхом Завете различные кожные болезни объединены — библейский термин tsasraat, или zaraath, описывает целый ряд заболеваний, включая проказу и псориаз. Прокажённые подвергались гонениями, как покаранные богом — та же участь ждала и больных псориазом.


Многие историки медицины указывают на римского учёного Цельса (около 25 до н. э. – 45 н. э.), как на первого автора, давшего клинического описание бляшечных (папулосквамозных) заболеваний. Цельс описал импетиго, и определил «второй род импетиго», при котором участки покрасневшей кожи покрывается чешуйками. Под это определение попадает и псориаз.


Гален (133–200 н. э.) первым использовал термин psoriasis, но его описание заболевания не совпадает с тем состоянием, что мы называем псориазом в наше время. Гален описал псориаз как болезнь, сопровождающуюся зудом, с шелушением век и кожи головы. Хотя он и применил название «псориаз», вероятнее всего, его наблюдения касаются себорейного дерматита.


Объединение всей группы воспалительных заболеваний кожи в одно целое причинило много вреда тем, кто болел псориазом. В течение веков к людям с псориазом относились так же жестоко, как к прокажённым. Они были обязаны носить колокольчик или колотушку, чтобы объявлять о своём приближении, а также особый балахон. Кроме того, они могли прикасаться только к другим прокажённым, и только с ними делить трапезу. В 1313 году Филипп Красивый, король Франции, приказал сжечь всех прокажённых на кострах — и больные псориазом разделили их участь.


Распознавание псориаза как отдельного заболевания


В 1819 году Роберт Виллан, основываясь на описании бляшечных заболеваний Цельсом, дал детальные черты болезни, которую мы знаем как псориаз. Тем не менее, распознав псориаз, он обозначил его как lepra vulgaris, и путаница с проказой и псориазом продолжилась. Lepra vulgaris в описании Виллана — это постепенно увеличивающиеся, хорошо отграниченные от здоровой кожи воспалённые бляшки, покрытые серебристо-белыми чешуйками, наиболее часто появляющиеся на коленях, часто сопровождающиеся образованием ямок на ногтях.


В течение нескольких десятилетий после выхода работы Виллана одни врачи предпочитали использовать название «psoriasis», другие придерживались термина «lepra». Дерматологам не хватало ясности в описании симптомов псориаза и способностей отличить его от других заболеваний со схожими внешними проявлениями.


Наконец, Жибер и Гебра окончательно сопоставили описанные Вилланом симптомы термину «псориаз» и положили конец этой неразберихе. Псориаз признали отдельным и определённым заболеванием, что принесло много пользы пациентам, прежде всего — в отношении к ним.


В своей книге Жибер (1797–1866) применил слово «псориаз» в его современном значении, определил вторичный сифилис как инфекционное заболевание, а розовый лишай — как клинический синдром. В своих публикациях Жибер настаивал, что чрезвычайно важно точно диагностировать и различать болезни, сопровождающиеся появлением бляшек, папул и шелушением. В 1841 году, вскоре после выхода работы Жибера, Фердинанд Гебра дал чёткое клиническое описание различий между псориазом и проказой. Всего 180 лет назад установление этих различий дало пациентам с псориазом свободу от преследований. Кроме того, это открыло путь к разработке более точных методов диагностики псориаза и новых методов лечения.


Прогресс в диагностике псориаза


За выделением в XIX веке псориаза, как отдельного заболевания последовал период всё более точного его описания и обнаружения новых симптомов. Один из учеников Гебры, Генрих Ауспитц (1835–1886), отметил кровоточащие точки, возникающие на поверхности кожи после снятия с неё псориатической корки. Мы знаем этот симптом как признак Ауспитца («симптом кровяной росы»). Вместе с признаком Ауспитца, характерным для псориаза является феномен Кёбнера, или изоморфная реакция. В 1876 году наблюдения Кёбнера позволили установить связь между травмой кожи и появлением на этом месте свежей псориатической бляшки. Два десятилетия спустя, в 1898 году, Мунро выявил микроабсцесcы, возникающие в коже при псориазе — теперь они носят название «абсцессы Мунро».


С началом ХХ века началось точное описание различных форм псориаза. В 1910 году Лео фон Цумбуш впервые выделил в отдельную форму заболевания генерализованный пустулёзный псориаз — «болезнь фон Цумбуша» или «вариант фон Цумбуша». Другие описания включали обнаруженное в 1926 году Вороновым бледное «кольцо Воронова», окружающее элементы бляшечного псориаза при их уменьшении, наступлении клинического выздоровления. Признак Ауспитца, феномен Кёбнера, абсцессы Мунро, вариант фон Цумбуша и кольцо Воронова позволяет врачам-дерматологам точно поставить диагноз «псориаз».


Тем не менее, многое в причинах и течении псориаза остаётся неизвестным — так же, как и в причинах возникновения и особенностях других связанных с особенностями работы иммунной системы заболеваний — таких как ревматоидный артрит и синдром воспалённого кишечника.


bottom of page